Это не научное исследование и не вклад в теорию маркетинга, а лишь субъективные заметки о тенденциях, проявляющихся в процессе повседневного общения с партнерами и заказчиками
Image source: https://www.dynamicbusiness.com.au/featured/lets-talk-competition.html
Последние полсотни лет я занимаюсь созданием, внедрением и сопровождением разного рода компьютерных систем, продукции IT, программного обеспечения. Содержание и свойства информационных систем и технологий со временем усложнялись, менялись и взаимоотношения участников (от «развитого социализма», через всякие перестройки и радикальные перемены), но, так уж мне повезло в профессии, системы становились все содержательней, а потребность в сложных системах продолжает возрастать. Другое дело – какие системы и сколько они стоят. Тут, казалось бы, должен срабатывать рыночный механизм отбора: покупатели диктуют требования, разработчики гонятся за продажами и создают нечто лучшее – получается прогресс. Точнее – так должно получаться.
Что же мешает продвижению достойных систем? Самый простой ответ – коррупция, когда руководители (или те, кому администрацией поручены вопросы автоматизации) находятся в «дружеских» отношениях с каким-то поставщиком, получают некоторые «откаты» и мирятся с определенной функциональной недостаточностью или некачественным функционированием. С одной стороны – не хочется отказываться от привычных финансовых допингов, с другой стороны – зачем искать приключений с новой системой, учиться, разбираться и, чего доброго, нарваться на неизвестные неприятности. Ситуация довольно распространенная, но небезнадежная. Рано или поздно вступает в свои права «жареный петух», начинает так клевать, что приходится идти на столь нежелательные перемены. Таким образом, прогресс побеждает!
Но есть проблемы посложнее, и, по моим наблюдениям, они становятся преобладающими. Я имею в виду новые формы бюрократии. За последние 10 – 15 лет в корпорациях и госорганах образовались такие жесткие вертикали власти, которых не было даже в советское время. Тогда была безусловно бюрократическая система, но, как правило, со значительной свободой действий в рамках функциональных обязанностей. В новых структурах ограничивается и считается подозрительным всякое нестандартное действие. Попытка решить проблему между подразделениями (т.е. по горизонтали) воспринимается как заговор. За подозрительными действиями следит служба безопасности, обладающая большими полномочиями и служащая тем цементом, который превращает управляющий орган в монолитную глыбу, неспособную к внутреннему развитию. В таких условиях любая информационная система становится враждебной, т.к. по своей природе способствует коллективному использованию информации, развитию обратных связей между структурными подразделениями и т.п. Вот с такого рода проблемами бороться пока не удается. А жаль. Мы не раз сталкивались с ситуациями, когда, например, функциональные службы нуждаются в информационной системе, направленной на мониторинг и анализ положения дел отрасли, но служба безопасности боится, что кто-то сравняется с ними в праве доступа к информации, и запугивает начальство, как они это умеют. Ситуация не совсем безнадежная. Как всегда, находятся 5% людей, которым хоть кол на голове теши, они все равно стараются работать хорошо, стремятся к развитию и инновациям и, несмотря на препятствия, порой добиваются успеха. С ними мы и продвигаем наши системы.
Ну что ж, я уже упоминал, что занимаюсь своим делом более пятидесяти лет и за это время столько всего изменилось и изменялось неоднократно. Посмотрим, долго ли протянет такой стиль управления.
Виктор Спивак, директор