Обратный звонок
Ваше имя Телефон

Работаем с 1993 года

Реновация или «хреновация»? 

Monday, August 28, 2017 7:39:46 PM

Лингвистические заметки по результатам автоматического мониторинга СМИ и соцмедиа

Снос пятиэтажек

Тема реновации ветхого жилья в Москве начала развиваться в феврале 2017 года в СМИ и социальных медиа. Программа реновации в Москве затронула 1,6 млн человек, поэтому с февраля в российском сегменте Интернета ведутся ожесточенные дискуссии о том, кто выигрывает в проекте сноса пятиэтажек, ущемляются ли права людей, действительно ли это проявление заботы о жителях города или только способ обогащения для чиновников и строительных фирм.

Система мониторинга «ЛКС Аналитика» в режиме 24/7 собирает информацию в рунете об этой горячей теме. С 90% долей точности в автоматическом режиме она распределяет голоса «за» и «против» сноса пятиэтажек и нейтральное отношение к вопросу.


Как система мониторинга информации распределяет мнения?

Реновация стала одной из платформ для формирования новой гражданской активности столичных жителей, наряду с Торфянкой, собянинской плиткой, платными парковками и др. В этих условиях встает вопрос о соотношении мнений в обществе и о мере (количественных показателях) этого соотношения. Семантические фильтры, настроенные в системе, учитывают группы в социальных сетях, блогах и на тематических сайтах.

Здесь применимы две технологии:

(1) если группа формируется вокруг одной идеи - борьбы с тем или иным проектом или, наоборот, его поддержки, то сообщения из такой группы напрямую отправляются в рубрику «за» или «против», без фильтрации;

(2) другая технология использует семантическую фильтрацию с опорой на разработанные в ЛКС словари для поиска негативной информации, в эти словари включены группы новой лексики и фразеологии, применяемые сторонами в идеологическом противостоянии вокруг одного проекта.

Особой темой для исследования и лингвистической обработки становится словотворчество, развернувшееся в публикациях СМИ и в социальных сетях на тему реновации.

«Язык» реновации

Острые общественно-политические обсуждения часто порождают свой язык, который отражается в новых словах и особой стилистической и идеологической направленности текста. Лингвисты давно анализируют речь крупных политиков и публикации СМИ в переломные моменты российской истории, потому что слово оказывается важнейшим оружием в социально-политической борьбе.

Если раньше диалог строился в газетах и на телевидении, сейчас в демократических обсуждениях участвует весь рунет. Как на любой трибуне, ораторы упражняются в красноречии и пытаются словом убедить в своей правоте.

За время дискуссий о реновации противники программы создали самые разные неологизмы, образованные по разным словообразовательным моделям. Не считая классической «хреновации», в сообщениях можно найти:

    • «собянинка» – новостройка (ср.: хрущевка, сталинка);
  • «хуснулята» – сторонники М.Ш. Хуснуллина (ср. слова, с собирательным значением, называющие детенышей, молодых существ: ребята, козлята, орлята);
  • «пятиэтажная зачистка» – снос пятиэтажек с коннотацией «репрессии» (ср.: зачистки 30-х гг. в партии);
  • «засносчики» или «засносовцы» – сторонники программы (модель, ставшая очень активной за счет принятого в соцсетях тегирования со слитным написанием: заснос - засносчик, захрам - захрамный);
  • «улучшайзинг», «собянизировать» (изменять вид города) - словообразование с коннотацией «веяние Запада»;
  • «ресиновация» (от «Ресин»), «хреновация» - каламбурные переосмысления официального названия программы на основе фонетического сходства сопоставляемых основ.

 

Сторонники реновации гораздо меньше занимаются словотворчеством, но ругают условия жизни в пятиэтажных домах: крошечная квартирка, малюсенькая кухня, «хрущоба» без лифта и мусоропровода и пр. Они приводят простые аргументы, что «хрущевки уродуют Москву», в них «некомфортно жить», «все сыпется и течет». Консервативность аргументов наводит на мысль, что это не настоящие авторы, а «боты» или наемные сотрудники.

Митинг против сноса пятиэтажек в Москве. Статья в СМИ

Реновация как война

При текстовом анализе речи противников реновации можно уловить контекстуальные отсылки к национальным ценностям. Заголовки сообщений отсылают к советскому прошлому и победной Великой Отечественной войне, например, лозунг - «За родину! За сталинку!», к пословицам, афоризмам: «Мой дом – моя крепость». Используется военная фразеология: «Власть перешла в контрнаступление», «блицкриг не удался». Судя по этим заголовкам, противники реновации настроены активно бороться за свои права и за свое имущество. При настройки системы мы обязательно учитываем эти существенные параметры лексики и стилистики. Внесение подобных атрибутов в фильтр делает его существенно точнее.

Слева приведен показательный заголовок из онлайн-газеты "Советская Россия". "Не склонилась ее голова" - измененная фраза из военной песни о Москве, которая потом стала официальным гимном столица. Этот заголовок подразумевает и значимую для русского человека войну, и борьбу с наступающим врагом Москвы, и вечные ценности, которые оберегали защитники столицы. У читателя возникает ассоциация с войной 1941 года, а врагами столицы, с точки зрения автора, теперь оказывается не Гитлер и не немцы, а администрация города.

При настройки системы мы обязательно анализируем тексты и учитываем существенные параметры лексики и стилистики. Внесение подобных атрибутов в фильтр делает его существенно точнее.

Динамика высказываний

Мониторинг позволяет слушать и слышать обе стороны конфликта, принимать меры, убеждая или переубеждая общество. На основе точного разделения информации на «за», «против», «остальное» можно строить качественную аналитику, а в дальнейшем, например, прогнозировать количество людей, которые придут на митинг.

Мониторинг СМИ и соцсетей по теме реновации в графическом виде

Граф.1. Соотношение позитивной, негативной и нейтральной оценки программы реновации. Количество сообщений – по дням.

Аналитика дает объективное представление об общественном мнении. С февраля 2017 года отношение к программе реновации существенно изменилось: если весной в численном отношении превалировали высказывания противников программы, то за лето интерес к теме снизился, при этом голоса сторонников вышли на первый план.

Ольга Биккулова и Елена Никитина, компьютерные лингвисты компании ЛКС