Обратный звонок
Ваше имя Телефон

Работаем с 1993 года

"Нелюбовь" по отношению к "Матильде" 

Tuesday, September 12, 2017 11:12:41 PM

Популярность фильмов в СМИ и соцмедиа по результатам автоматического мониторинга Интернет-источников.

Нелюбовь и Матильда. Мониторинг СМИ

Как связана популярность фильма и восторженная оценка зрителей? Вчера прошел первый премьерный показ нашумевшего фильма «Матильда», обсуждения картины в СМИ и соцмедиа не затихали все лето. Мы хотим сравнить упоминаемость фильмов «Матильда» и еще одной известной картины - «Нелюбовь». Сделаем мы это с помощью системы мониторинга СМИ и социальных сетей "ЛКС Аналитика".

Исследование наше необычайно просто: берем два отечественных фильма, которые что ни на есть на слуху, и сравниваем их упоминаемость на Интернет-площадках - как в СМИ, так и в соцмедиа - на определенном временном участке, а также пытаемся объяснить всплески и падение интереса к ним.

Если названия фильмов "Нелюбовь" и "Матильда" в самом деле более чем известны нашему читателю Интернет-ресурсов, то на этом их сходство и заканчивается: первый из них получил международное признание и был уже дважды награжден на кинофестивалях - Каннском и Мюнхенском, вышел в российский прокат, принадлежит прославленному в Европе режиссеру. У второго все наоборот: лента не вышла в прокат, о победах на кинофорумах говорить преждевременно, режиссер имеет всероссийскую известность, а вообще-то этого фильма еще почти никто не видел:). Но о нем говоря-я-ят.

ВАЖНО: нашей компанией разработаны несколько релевантных алгоритмов, позволяющих производить мониторинг социальных сетей по любой тематике. А это существенно расширяет возможности аналитиков, позволяя учитывать такую область контент-анализа, как работа с мнениями неформальных сообществ, частных лиц и др., сравнивать активность традиционных СМИ и соцмедиа, высказывающихся по тем или иным общественно значимым вопросам.

Для тех, кто не в курсе или успел подзабыть о героях нашего соревнования:

Фильм «Нелюбовь» российского режиссера Андрея Звягинцева. Приз жюри Каннского фестиваля (Festival international du film de Cannes 2017, 17 - 28 мая). Фильм был одним из самых первых претендентов на главный приз фестиваля, однако на последнем вираже кинопраздника нашего Звягинцева обошел швед Рубен Эстлунд со своим международным "Квадратом". Главный приз международного кинофестиваля в Мюнхене (FILMFEST MÜNCHEN 2017, 22 июня - 1 июля), где он участвовал в основной конкурсной программе наряду с  картинами «Хэппи-энд» Михаэля Ханеке, «Молодой Годар» Мишеля Хазанавичуса и «Роковое искушение» Софии Копполы. На российские экраны «Нелюбовь» вышла 1 июня.

Фильм «Матильда» — находящийся в производстве российский художественный фильм режиссера Алексея Учителя. Первый трейлер фильма был опубликован весной 2016 года. Премьера фильма в России была намечена на 30 марта 2017 года, но в дальнейшем перенесена на 25 октября. Как объяснила компания-прокатчик, это сделано с целью уменьшения конкуренции с голливудскими картинами. Премьера запланирована на 25 октября 2017 года. 10 августа 2017 года было опубликовано сообщение о том, что Министерством культуры Российской Федерации фильму Алексея Учителя «Матильда» выдано прокатное удостоверение категории «16+».

ВАЖНО: наши принципы семантической фильтрации с учетом пунктуации, графических знаков, контекста позволяют однозначно установить объекты исследования, отсекая нерелевантные для исследования лексемы ("нелюбовь" как психологический термин, "Матильда" - жена Шнура и т.п.).

Итак, наши картинки, взятые приблизительно за последних четыре месяца - май и лето 2017.

1) Общая упоминаемость фильмов в Интернет-ресурсах независимо от типа источника:

График мониторинга СМИ и социальных сетей

Для фильма "Нелюбовь" наблюдается три пика: последние дни мая - первые дни июня, около 8 и 14 июня. При этом максимальный пик приближается к 100 упоминаниям за день, но не достигает этой цифры. В принципе эти всплески интереса интернет-писателей к фильму объяснимы: они обусловлены двумя международными победами картины, выходом в прокат и первыми реакциями зрителей. Далее наблюдается спад упоминаемости практически до нуля, несколько дней августа отмечены единичными упоминаниями "Нелюбви" (менее десяти).

В начале графика - май-начало июня - "Нелюбовь" почти на равных конкурирует с "Матильдой": 1-2 июня количество упоминаний первой серьезно выше, Звягинцев почти порвал "Матильду" 1 июня, однако не сумел сохранить  преимущество  и к середине июня практически уходит из СМИ.

Наш второй герой, фильм "Матильда", постепенно набирал силу: после небольших всплесков в начале-середине июня график слабеет, однако после небольшой передышки взлетает ввысь: в первой декаде августа один из пиков преодолевает девятисоттысячную отметку. На этом графике куда легче объяснить затухание интереса к фильму, чем интенсивный взлет его популярности. Если первое может быть обусловлено временем массовых отпусков и отъездов, то о причинах второго можно только догадываться. Навскидку, причина лежит на поверхности: возвращение основных борцов с фильмом из отпусков? Или выдача прокатного удостоверения фильму, случившаяся 10 августа? Или?... Время покажет.

2) Упоминаемость фильмов в соцсетях:

График на основе мониторинга социальных сетей

В конце мая - начале июня график "Нелюбви" в общем и целом повторяет соотношение пиков в общем графике (правда, пики здесь, естественно, ниже). Необъяснимым образом обнаруживается небольшой всплеск в начале августа (неужели это и вправду отдохнувшие зрители вернулись к интернет-писательству?). А далее график, соответственно, гаснет.

"Матильда" в соцсетях показывает численное преимущество перед первым участником нашего соревнования: даже в первые дни июня, когда наблюдается его пик, упоминаемость "Матильды" в 5-7 раз выше. В первой декаде августа - взлет в соцсетях, который дает несколько менее половины общего числа упоминаний "Матильды" в наших Интернет-источниках. Любопытно, что спады интернет-активности по отношению к фильму совпадают с выходными.

Наше маленькое исследование показало, что в поединке интереса Интернет-аудитории к киноискусству vs. идеологической борьбы с кинофантомами (а как еще назовешь кино, которое еще не вышло, но уже вовсю обсуждается?) побеждает второй участник. На сегодня у нас труднорешаемые вопросы идеологических ценностей выше любви к кино.

Елена Никитина, компьютерный лингвист компании ЛКС